Организация досуга – одно из центральных направлений работы учреждений дополнительного образования детей. Как правило, досуг детей рассматривается как работа кружков, секций, клубов, мастерских специальной направленности, различного рода воспитательных мероприятий. При этом основной упор делается на приобретение специальных знаний. Однако часто заорганизованность, загруженность детей, ошибочное планирование снижают желание ребенка заниматься в учреждении дополнительного образования. Следует учитывать и особенности характера, возраст детей, ведь не секрет, что в возрасте 13-15 лет стихийный опыт уличного общения становится важнее самых интересных занятий. Но ведь и в этом случае необходимо учить детей разумной организации собственного досуга, досуга, который является полезным времяпровождением, дающим пользу уму и сердцу ребенка. Как быть в этом случае и кто возьмет на себя работу взаимодействовать с подростками, не желающими работать в организованных группах? Именно эти вопросы и призвана решить программа «Досуговая площадка».
Досуг вместе – вот что поможет нам стать ближе к детям, вот что поможет детям почувствовать себя нужными и защищёнными. Вот что станет хорошей школой совершенствования личного опыта, подготовкой к жизни, удовлетворением личных потребностей. Досуговая площадка - это форма организации занятости детей для развития их самостоятельной познавательной активности, профилактики вредных привычек и правонарушений, воспитание культуры здорового образа жизни.
Целью создания досуговой площадки является организация досуга, отдыха, оздоровления и решение проблемы занятости детей и подростков как посещающих творческие мастерские школы, так и не организованных в творческие объединения.
Задачи досуговой площадки:
- формирование у детей и подростков навыков организации социально-значимого досуга;
- пропаганда здорового образа жизни;
- поиск, апробация и внедрение новых форм работы с детьми и подростками по месту жительства.
Программа рассчитана на любого ребёнка. Никакого отбора учащихся не происходит, конкурсные испытания не проводятся. Заявления от родителей не требуются, поскольку для многих детей это является фактором, сдерживающим их свободу.
Время работы досуговой площадки определяется исходя из реальной возможности привлечь как можно большее количество детей и подростков. График работы площадки определяется руководителем площадки и корректируется в течение учебного года (с учетом особенностей каникулярного и не каникулярного времени, времени года, погодных условий и т.д.).
Работа по программе строится по трем блокам: культурно-познавательной, спортивно-оздоровительной и геолого-туристической направленности. Каждый блок, объединяет определенную область знания и деятельности. Дети, сами того не подозревая, становятся участниками событий, занятий, бесед, встреч. Главная задача сводится к тому, чтобы в первую очередь сам педагог был готов ненавязчиво, без давления вовлечь ребенка в полезную, познавательную деятельность.
Во время учебного года проводится планомерная работа по освоению образовательных программ познавательной и культурно-досуговой направленности. В каникулярный период основными формами работы досуговой площадки являются оздоровительные, социальные акции, праздники, культурно-массовые мероприятия, экскурсии и экспедиции.
Поскольку в течение учебного года состав учебных групп может изменяться, должна вестись планомерная работа по формированию «остова» учебной группы для участия в многодневных летних экспедициях.